О названии казахского народа. Когда раскололась орда…

Казахи, самоназвание «казак»(1) — этнос, образовавшийся во второй половине 15 века в результате слияния тюркских племен Великой Степи.

Превращению социального статуса «казак» в центральноазиатских степях в этноним «казах» предшествовали следующие события:

В 1455 году в кочевой империи Абулхаир-хана Шейбанида, простиравшейся от Сибири до Средней Азии, намечаются «сепаратистские» тенденции.  По данным Шакарима, причиной тому стала вражда между двумя любимцами хана – бием-судей Даир-ходжей из рода аргын и батыром Кобланды из рода кипчак(2). Оба этих человека были одинаково дороги хану и любимы народом. Даир-ходжу за справедливость люди прозвали Акжолом (Ак жол — буквально «светлый путь»). О подвигах Кобланды-батыра слагали песни и предания.

kogda_raskololas_ordaОднажды, встретив Акжола в степи, Кобланды убил его. Узнав об этом, один из военачальников, чингизид Жаныбек-султан из потомков Урус-хана обратился к Абулхаиру с требованием предать батыра казни за убийство судьи. Хан ответил отказом. Он предложил взять с кипчаков кун(3) – выкуп за убийство, равный куну трех человек. Разгневанный ханским решением султан Жаныбек велел тогда подчиненному ему элю-народу покинуть Абулхаира. О том расставании у казахов сохранился кюй(4): «…когда раскололась десятиплеменная Ногайская орда, вот как оплакивали разлуку ногаи и казахи».

В исторических источниках империя Абулхаира Шейбанида именуется по-разному:  «Улусом Шейбана», «Государством кочевых узбеков», «Узбекским ханством», «Кыпчакским ханством», «Государством узбек-казаков».

Население кочевого государства было разноплеменным, состояло из аргынов и кипчаков, кереев и найманов, ногайцев и т.д., но у них было еще и общее название «узбеки», предположительно по имени Узбек-хана, который в 1313 году объявил ислам государственной религией в Золотой Орде. По другой версии название происходит от двух тюркских слов «уз» (сам) и «бек», т.е. сам себе бек.

Жаныбек вместе с родственником султаном Кереем и подвластным элем ушел на юг, в Моголистан. Эта откочевка стала судьбоносной, история распорядилась так, что именно это событие стало началом этнонима «казах» и топонима «Казахстан».

В глазах остального населения Абулхаирова ханства «сепаратисты» стали «казаками» (вольными людьми, отколовшимися от основной орды), в глазах ханского двора — «касаками» (мятежниками). За людьми Джанибека закрепилось название «узбек-казаки». В 1468 году Абулхайр собрался в поход против мятежных султанов, но умер по дороге.

Сорок лет Абулхаир (кстати, короновавшийся на престол в 1428 году в Западной Сибири, в Чимги-Туре) безраздельно правил кочевой империей, которая распалась сразу после смерти своего основателя. Сыну его, слабохарактерному Шейх-Хайдару, не захотел подчиняться никто. В Улусе Шейбана вновь разгорелась борьба за престол. Жаныбек и Керей решили, что наступило их время. Войско узбек-казаков во главе с султанами вернулось в родное кочевье. На этот раз победу одержали всадники Жаныбека и Керея. Кочевья Сары-Арки стали отныне принадлежать «узбек-казакам». Обретенное в скитаниях имя «казак» прилепилось к победителям и стало быстро вытеснять половинку «узбек». Уже при следующем поколении, хане Бурундуке сыне Керея, ханство стало называться «Казак хандыгы» — Казакское (Казахское) ханство. читайте подробнее: Вход в личный кабинет Электронное образование Республики Татарстан

Трон Абулхаира пытался вернуть его внук Мухаммед Шейбани, но, потерпев поражение от казаков Джанибека и Кирея, он увел свою рать в Среднюю Азию, в Маверонахр, где легко разбил потомков Тамерлана и основал отдельное Узбекское ханство.

Ибн Рузбихан, один из придворных историков Мухаммада Шейбани, писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Ныне одно из них — шибаниты, и его ханское величество (т.е.Шейбани-хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казаки, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты (т.е. ногайцы), а из них правители астраханские»(5).

За века сильно изменился антропологический облик потомков степняков-узбеков, смешавшихся с коренным персоязычным населением Маверонахра, но и сегодня многие из современных узбеков помнят, что их предки были кереями, аргынами, кипчаками и найманами, что у них общие с казахами корни. Представители тех же тюркских родов есть среди башкир и татар.

В период Жаныбека и Керея наименование «казак» относилось к любой группе, отколовшейся от основной массы своего народа, были и ногайские казаки, и астраханские, но в качестве этнонимами слово «казак» закрепилось только за казахами, и в виде «субэтнонима» — у русских и украинских казаков.

В русских сибирских источниках этноним южных соседей фигурирует так:

— В отписке тюменского воеводы князя Александра Приимкова-Ростовского туринскому голове Федору Фофанову (1601):
«…хотят де быть в Тюменской уезд в Пускурскую волость на Исеть реку кочевать, как хлеб поспеет, нагайские люди Алта Улышаим мурза да Ян Раслан мурза, Урусовы дети, а с ними де нагайских людей будет тысяч с семь, да с ними же будут кочевать тут же на Исеть реку Казакские орды люди, а сколько де казакских людей человек будет, и про то сказывали не ведают, и поставя де нагайским людем по Исети реке жены свое и дети и мелких кошевных людей, самим Казакские орды с людьми итти назад в Нагаи на бой, а биться де им с Казыевым улусом, с Урмаметевыми детьми;(6)

— В «Покорении Сибири» Небольсина.
«Летом 7096 (1588) году случилось князу Сейдяку с салтаном Казачьей Орды и с мурзой Карачею и с 500 человеками Татар на берегу реки Иртыш забавляться ястребиной охотою…»(7)

— В Есиповской летописи:
«Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм, Муртазеев сын»….
По письменным источникам можно проследить трансформацию в России этнонима «казак» в «казах».
В 16-18 вв. тюрков Центральной Азии именуют «казаками», их ареал обитания, соответственно, «Казачьей Ордой, Казатской Ордой».
С 18 в. до начала 20 в. – «киргиз-казак», «киргиз-кайсак», «киргиз», «Киргиз-Кайсацкая Орда», «Киргизская степь».

Исследователи В.Радлов и А.Левшин отмечали, что казахов неправильно в России называют «киргизами». Замена самоназвания народа другим названием, как полагали они, произошло в результате стремления отличать в официальных документах Российской империи казакский  народ от русского казачества соседних районов Сибири.

В 1925-1936 гг. – казак, киргиз-казак, Киргизская АССР, Казакская ССР.

В феврале 1936 года Постановлением ЦИК и СНК Казакской ССР «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак» было предписано заменить последняя букву «к» на «х», и отныне писать «казах», а не «казак», «Казахстан», а не «Казакстан».

В память о тех временах в семейных архивах некоторых казахских семей Тюмени сохранились первые советские паспорта уже покинувших этот мир бабушек и дедушек. В графе национальность в этих паспортах написаны «казак» и «казачка».

Калиль Кабдулвахитов

  1. Казак – буква «к» в обоих случаях увулярная
  2. Шакарим Кудайберды-улы. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий». Алма-Ата, 1990, стр. 45. (Перевод на русский язык с «Шежире» Шакарима Кудайберды, Оренбург, 1911 г. Типография «Каримов, Хусаинов и К»).
  3. Размер одного куна составлял: сто коней, один кул (раб), два верблюда, суконный кафтан высшего качества, мех лисицы, беркут, панцирь и другие предметы военного обихода. (Н.Рычков. «Дневные записки капитана Николая Рычкова в кирзиз-кайсацкой степи в 1771 году». Спб., 1772, с. 25).
  4. Кюй – музыкальное произведение на домбре.
  5. Цитируется по изданию «Фаздаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман наме-йи Бухара (Записки Бухарского гостя). М.Восточная литература, 1976
  6. ААН, ф. 21, on. 4, № 5, ля. 19-20, № 16. Цитируются по «Истории Сибири» Ф.Миллера.
  7. Небольсин П.И. «Покорение Сибири». СПб, 1849.С.111
Автор: administrator
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *