О причинах появления новых манкуртов среди казахской молодежи

Казахский народ всегда отличал разумный подход к религии. Лоб не расшибали, из религии извлекали суть, ее жемчуг, поэтому полны сочинения степных акынов глубокими смыслами, побуждающими к размышлению. Всевышний в Коране часто апеллирует к разуму: «О, обладатели разума!», «О те, которые размышляют»!
Человека от животного отличает разум, способность к аналитическому мышлению, однако в последние годы появились среди нашего народа, как и среди многих других народов, люди, действия которых нельзя называть разумными. Внезапно они стали крайне негативно относиться к культурному наследию своего народа: домбра для них стала «харамом» (запретным), как и песни, и в целом музыка, в лексике появились и стали преобладать новые выражения «ширк» (многобожие), «бидгат» (нововведение) и т.д. По их мнению, все вокруг живут неправильно, предки исповедовали ислам «неправильно». И вот уже на видеороликах террористической организации ИГИЛ в Сирии появились казахи с всклокоченными бородами, которые призывают присоединиться к ним.
Что это за явление? Откуда оно? Обывателю сложно разобраться в этом. Почему решив изучать религию, человек порой попадает в ряды этих людей?
О причинах рассказывает советник президента Национально-культурной автономии казахов Тюменской области по СМИ, журналист и теолог Калиль Кабдулвахитов:
— Предки казахов – кочевники Центральной Азии — пришли в ислам через суфизм. Казахи стали казахами уже будучи мусульманами. То есть различные тюркские племена, исповедовавшие ислам, 550 лет объединились в мощный союз – Казак хандыгы, возник новый этноним «казак». Первые казахи не были язычниками. Сначала наши предки стали мусульманами, и только потом казахами, но при этом сохранили многое из верований кочевников доисламского периода.
Затем в период нахождения в составе Российской империи казахи испытали сильное татарское влияние. Царское правительство направило в степь мулл и муалимов-учителей из родственных тюрков-татар, чтобы с одной стороны уменьшить бухаро-иранское влияние, с другой показать, что царское правительство заботится о мусульманских подданных. Таким образом, через татар позиции ханафитского масхаба особенно упрочились в степи.
Теперь, что такое масхаб? В первую очередь, это обрядовая практика – фикх, правило совершения намаза, похоронного и других обрядов. Однако главным двигателем верующего человека является не фикх, а вероубеждение – по-арабски «акыда».
Исторически ханафитский и другие суннитские масхабы следовали акыде (вероубеждению), которое разработали в старину такие ученые-богословы как Матуриди и Ашари, отсюда название ашаридско-матуридитская акыда. Этой акыде следовали предки казахов, находясь внутри ханафитского масхаба. Так вот, у тех парней и девушек, которые ударились в так называемый ваххабизм, произошла подмена акыды.
Каким образом? Все в этом мире имеет причинно-следственную связь. В силу политических событий в Аравийской пустыне в 18-19 века на историческую арену вышло движение ваххабизма (названо по имени основателя Мухаммада ибн абдул-Ваххаба), которое взяло иную «акыду», разработанную шейхом ибн Теймией.
В свое время при жизни ибн Теймии данная акыда была объявлена ересью, а сам ибн Теймия брошен в тюрьму. Однако его акыда, имеющая в корне конфликтное начало, оказалось востребованной ибн Абдул-Ваххабом и его единомышленниками для завоевания Аравийского полуострова. Затем, после создания Саудовской Аравии и возникновением новых арабских монархий, где государственной идеологией стал ваххабизм, в 20-21 вв. акыда ибн Теймии стала вытеснять в суннитском мире прежнюю акыду Ашари и Матуриди. Многие этого не поняли и не понимают до сих пор. Сложилась ситуация, что человек следует в фикхе ханафизму, т.е. выполняет ритуальную практику по ханафитскому масхабу, однако у него уже другая акыда, не та, что традиционно была у предков.
После развала СССР монархии персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия, способствовали распространению акыды ибн Теймии, т.н. ваххабизма, в постсоветские страны. Поскольку в годы атеизма у нас была прервана местная богословская традиция, новая акыда стала быстро заполнять образовавшийся вакуум. Появились люди, которые стали объявлять харамом многовековые традиции проведения поминальных мероприятий, национальную культуру, негативно относиться к представителям иных религий и к мусульманам, которые не придерживаются их взглядов. По сути это новые манкурты.
Далее я приведу теологические термины, не слишком, однако, углубляясь в их полное раскрытие, чтобы не загружать читателя, не владеющего теологическими знаниями. Попробую, как говорится, на пальцах разъяснить корень проблемы.
Главным в акыде является вопрос Таухида (доктрины Единобожия). И здесь ибн Теймия совершил революцию, разделив таухид на три части, чего никогда не было в исламе. Ни сам Пророк, ни основатели масхабов, ни один ученый до ибн Теймии не делили таухид на три части, доктрина монотеизма всегда была единоцелостной.
Ибн Теймии разделил таухид на три вида:
— таухид ар-рубубиййа (Аллах – Создатель всего),
— таухид аль-улюхиййа (поклонение только Аллаху),
— таухид аль-асма’ вас-сыфат (Аллах имеет Ему свойственные имена и атрибуты).
Согласно этой квалификации, приверженцы ваххабизма считают, что все другие мусульмане кроме них не являются полноценными мусульманами. По их мнению, другие мусульмане не исполняют второй вид таухида, поэтому они «многобожники», и с ними надо вести борьбу. Любое почитание место упокоения шейхов, например посещение мавзолея Ходжа Яссави, они считают «поклонением могилам», «многобожием».
По мере овладевания учением ибн-Теймии и ибн Абдул-Ваххаба человек часто замыкается на поиске различных «отклонений», «ширка-бидга» у окружающих, в нем увеличивается самодовольство, завышается самооценка, растет нафс-гордыня, он не хочет слышать иные мнения, и это на самом деле душевный недуг. Если человек подсел на эту волну, его трудно вернуть к нормальному переговороспособному состоянию. Акыда ибн Теймии меняет мировоззрение, делает врагами вчерашних друзей, разрушает родственные узы.
Каждый человек инстинктивно тянется к Всевышнему. Кто-то рано, а кто-то поздно становится на путь религии. С исчезновением государственной монополии на идеологию, религия стала занимать важное место в жизни. Возраст прихожан мечетей значительно помолодел, и важно не упустить момент, чтобы молодой человек, начиная постигать религию, не пошел по пути, ведущей в тупик, а встал именно на тот путь, которому следовали предки – путь гармонии с Всевышним и с обществом.

Автор: administrator
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *